Логотип: Мастерская Ольги Якуниной "Лада".

To English version      Показать начальную страницу сайтаК фотокаталогуПоказать карту сайтаПоказать координаты и реквизиты мастерской "Лада"Показать адреса и описание Интернет-ресурсов со схожей тематикой

Показать меню "События"Показать меню "Обучение"Показать меню "Организация"Показать меню "Персоналии"Показать меню "Изделия"

Красота - без границ!

Духовность – в рукотворной красоте

А.А.Якунин

осток – Запад… Среднее Поволжье… Место на центральной улице России – Волге – как нельзя лучше отражает суть всей России, ее историческую миротворческую миссию между Востоком и Западом. Место, где разрешается великое противоречие… Далёко то время, когда князь Григорий Засекин в нескольких верстах от Волги заложил крепость Самару для защиты русских рубежей от активных восточных соседей. Сегодня потомки восточной и западной культуры давно живут вместе. Точно также трудно неопытному глазу отличить восточную вязь от геометрического католического орнамента, которые тесно соседствуют в филейно-гипюрной вышивке.

По оценкам специалистов, в Самаре бытует два традиционных вида декоративно-прикладного искусства: резьба по дереву и филейно-гипюрная вышивка. Самара – уникальное место. В центре города сохранилось много старых деревянных домов, украшенных деревянными узорами, которые искусно вырезаны сильными мужскими руками. Мужчина – женщина… Тонкие женские руки ловко вышивают изящные узоры по сетке. Так красота на деле спасает мир, полный противоречий.

Сетка плетется вручную, как тысячу лет назад. Методично, с тихим шелестом челнок протаскивает сквозь ячейки нитки очередного ряда сетки. Чем меньше челнок – тем мельче сетка – тем тоньше узор. Когда сетка готова, то её натягивают на пяльцы, и начинается праздник творчества. На сетке то расцветают цветы, то появляются замысловатые фигурки эпохи Возрождения. Постепенно разматывается клубок ниток, распутывается клубок противоречий, воплощаясь в гипюр.

Искусство филейно-гипюрной вышивки пришло в Россию с Запада. Точнее, из Голландии. Пётр Великий позаботился в своё время о занятости монашек. Привёз с собой из зарубежной «стажировки» двух вышивальщиц, которые и передали «секретные технологии» русским дeвицам. Ну, а православная церковь постаралась распространить это западное чудо по всей нашей великой стране. Не до всех мест оно, однако, дошло и не везде прижилось.

В Самарском крае филейно-гипюрная вышивка сохранилась и пережила все крупномасштабные исторические потрясения XX века. Красота оказалась такой сильной, что через десятки лет после церковного посева дала всходы в душе убежденной коммунистки. Потому что красота выше политики. Эта фундаментальная субстанция не подвластна времени. Коммунистка со всей своей идеологической убежденностью и женской страстностью возрождала и отстаивала филейно-гипюрную вышивку, первые уроки которой когда-то в детстве дала ей мама. Пора назвать имя нашей героини. Это – Надежда Афанасьевна Тазова. Народный мастер России. Автор немногих и единственных учебников по филе-гипюру.

Она была настоящим фанатиком вышивки. Обучила сотни детей и взрослых. Преодолела многочисленные бюрократические барьеры. Обогатила технику вышивки новыми приемами и швами. Несколько человек стали её последователями. Так зародилась школа Тазовой. Школа Самарского Гипюра. До конца жизни Надежда Афанасьевна держала в руках челнок, пяльцы и вышивальную иглу. Обстоятельные и прекрасно оформленные книги Тазовой покорили Америку. Материалы из них без указания автора перепечатывали во времена перестройки. Но главное дело её жизни удалось: филейно-гипюрная вышивка жива.

«Если молодые освоят это рукоделие, значит, жить ему ещё долго» – так говорила Тазова. Да, можно достигнуть исключительного мастерства в искусстве. Но если у тебя нет учеников, которые, приходя в мастерскую в ненастный день, упрямо преодолевают непослушность пальцев, вдохновляются твоей увлеченностью и светло радуются своей первой самостоятельной работе, то твоё искусство обречено на увядание. Из десятков детей выделяются несколько особо упорных, особо творческих, чей внутренний мир гармонично совпадает с твоим искусством. При удачном стечении жизненных обстоятельств из таких детей могут получиться Хранители искусства, продолжатели Дела. Тогда у Учителя двойная радость.
Слово «Лада» у большинства людей ассоциируется с известным автомобилем. Американская вышивальщица Мэри-Джо Квинаулт, автор книги «Филейное кружево. Введение в полотняный шов» сначала тоже спрашивала: «Почему Лада? Ведь при поиске в Интернете по этому ключевому слову находятся ссылки на автомобили». Значение слова «Лада» глубже. Оно гораздо старше христианства, заменившего язычество, и уходит корнями в самое начало славянской, а возможно и европейской цивилизации. Восклицаниями «Лада!» наши предки выражали свои самые лучшие чувства. Сегодня невозможно точно и полно истолковать персонаж Лады. Однако можно определенно считать Ладу главной богиней древних славян, с которой связывались благополучие, весна, хороший урожай, семейное счастье, красота, очарование. Всех любимых на Руси называли Ладами. Так же называется и мастерская филейно-гипюрной вышивки.

Руководит мастерской «Лада» Ольга Николаевна Якунина, одна из учениц Н.А.Тазовой, одна из Хранителей её искусства и продолжателей её Дела. Вышивке Ольга Якунина обучалась в школьном возрасте. После университета работала инженером. Но сердце требовало дела, которое одновременно было бы и праздником. И такой момент настал. Случайно увидела великолепную выставку работ Тазовой в Самарском краеведческом музее, который в те годы размещался в костёле. Потом была встреча с Надеждой Афанасьевной, превратившаяся в дружбу и сотрудничество. Ольга Яковлевна Гулина, хорошо знавшая Тазову, пригласила работать в Самарском Дворце детского и юношеского творчества. Связь времён состоялась…
В этом году в мастерской «Лада» юбилей. Ей исполнилось 10 лет. Непростыми, но интересными были эти годы, пришедшиеся на противоречивый период нашей истории. Вседозволенность начала 90-х привела к обрушившейся на нас пропаганде чуждых ценностей и, как следствие, потере нравственной ориентации у многих молодых людей. В этих условиях происходило становление мастерской, и акцент был сделан на нравственное воспитание молодежи. На вооружение были взяты важнейшие воспитательные средства народной педагогики - обычаи и традиции.

И это не случайно. Дело в том, что народная вышивка тесно связана со стародавними обрядами и устоявшимся патриархальным бытом русского крестьянства. Раньше каждая крестьянская девочка училась ткать и вышивать с 7-8-летнего возраста и сама готовила себе приданое. Поэтому изучение и возрождение народных обычаев и традиций естественно вошло в авторскую программу Ольги Якуниной «Самарский Гипюр®», ставшую в 1995 году Лауреатом I Самарского областного конкурса авторских программ, а в 1998 году - Дипломантом III Всероссийского конкурса образовательных программ.
Вышитые в мастерской «Лада» полотенца, скатерти, костюмы и другие изделия используются во время игровых мероприятий, моделирующих русские традиции и обряды. Превосходным местом для этого является фольклорно-этнографическая деревня «Берестечко», которая вот уже 10 лет ежегодно возрождается на берегу Волги в заповеднике Самарская Лука. Берестечко – уникальное явление, существующее благодаря таланту и энтузиазму Натальи Сергеевны Тихоновой, заведующей сектором «Историко-культурный центр» Самарского Дворца детского и юношеского творчества. В Берестечко приезжают детские коллективы со всего Самарского края. У ребят остаются неизгладимые впечатления от красивой русской природы и энергичной творческой атмосферы, царящей в деревне. Каждый день среди древних Жигулевских гор дети поют задушевные песни, играют в заводные народные игры, занимаются в мастерских прикладного творчества. География участников расширяется. Так, летом 2003 года дети обучались плетению из бересты у народного мастера России из Великого Новгорода Владимира Ивановича Ярыша. Организаторы программы приглашают в Берестечко всех желающих!

Впрочем, независимо от использования готовых изделий, на воспитание юных мастериц оказывает влияние сам процесс вышивания узоров. Ведь традиционная вышивка самодостаточна, поскольку она является глубоко орнаментальным искусством. Орнамент называют почерком эпохи. Как пишет Ю.Я.Герчук, «…орнамент есть вид искусства, непосредственно вводящий нас в глубины мировосприятия древних и новых народов…» Филейно-гипюрная вышивка – вдвойне орнаментальна, потому что делается по сетке и характеризуется высокой степенью упорядоченности и симметричности. В основе орнамента лежат старинные символы. Поэтому значительное место в учебном процессе мастерской «Лада» отводится изучению и составлению узоров на основе символики. Третье тысячелетие Лада встретила коллекцией изделий, в основу композиции которых положены древнеславянские солярные и земные знаки.

Венцом творческих достижений мастерской «Лада» является «Весна России». Это первая коллекция филейно-гипюрных костюмов, символизирующая надежды русских людей на возрождение Родины. Первая в мастерской, стране, мире. Результат вдохновенного труда двадцати пяти мастериц в течение двух лет. В 2002 году на IV самарском областном конкурсе театров детской и молодежной моды «Лабиринты моды» коллекция принесла коллективу мастерской «Лада» Гран-при.

И замер зал – зал очарован:
Взмах рук, берёзок хоровод,
Высокой нотой околдован
Журчания весенних нот.

Раскаты грома, нежность солнца,
Калейдоскоп цветов и рук,
Улыбки, счастье, свет в оконце –
Смешалось сразу всё вокруг…

С «Весны России» в мастерской началось создание филейно-гипюрных коллекций костюмов и их показы. На Втором национальном фестивале-конкурсе традиционного народного творчества молодежи в Рязани также была продемонстрирована коллекция накидок «Деревенские мотивы». К 10-летию мастерской вышита коллекция современного костюма. Сейчас девочки с удовольствием заниматься хореографией, выходят на подиум, что способствует их гармоничному развитию.

Возрождая традиции, мастерская «Лада» смотрит в будущее и стремится для развития и распространения филейно-гипюрной вышивки широко использовать новые информационные технологии. С мая 2000 года функционирует сайт мастерской (адрес: www.ssu.samara.ru/~lada), ставший финалистом конкурса «Самарский Сайт 2001». Большую помощь мастерской оказывает Самарский региональный центр Федерации Интернет образования. На базе центра дети осваивают работу в сети Интернет, исследуют её ресурсы, учатся компьютерному дизайну изделий, формируют банк элементов вышивки.
Конечно, своим успехом мастерская «Лада» обязана прежде всего юным мастерицам, своим талантом и упорным трудом осваивающим мастерство вышивки и создающим новые замечательные работы. Но достигнутые высокие результаты также были бы невозможны без помощи друзей мастерской. Это и руководство Самарского Дворца детского и юношеского творчества во главе с директором Татьяной Евгеньевной Бодровой, и родители учащихся, и мастер, вытачивающий совершенные челноки для плетения сетей, и музейные работники, организующие выставки, и спонсоры, и многие другие. Всем спасибо!

Девизом мастерской «Лада» являются слова «Красота – без границ». Да, красота – великая сила. Она должна спасти мир… Но она может оказаться беззащитной перед демагогией, завистью и некомпетентностью. Красота спасёт мир, если он захочет быть спасённым. Помогите ей!

Все права принадлежат Мастерской Ольги Якуниной "Лада"

Сайт создан в системе uCoz