Доклад на Всероссийской конференции "Самарский край в истории России", Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина, 12 декабря.2006 г.
О.Н.Якунина
запасниках Самарского областного историко краеведческого музея им. П.В. Алабина хранится замечательная коллекция изделий народного мастера России Надежды Афанасьевны Тазовой. Работы выполнены в технике филейно-гипюрной вышивки, которая является одним из традиционных видов декоративно-прикладного искусства в Поволжье. Филейно-гипюрная вышивка сохранилась и пережила все крупномасштабные исторические потрясения XX века во многом благодаря Надежде Афанасьевне.
В 2006 году Н.А.Тазовой исполнилось бы 100 лет. К этому юбилею была приурочена состоявшаяся в ноябре 2006 года в Доме Курлиной Первая самарская областная выставка филейно-гипюрной вышивки «ГИПЮР 2006», на которой были представлены многие работы Тазовой.
Филейно-гипюрная вышивка – один из старинных видов рукоделия. Её изготовление состоит из двух этапов. Сначала с помощью челнока плетётся сетевая основа. Затем по сетке иглой вышивается узор, состоящий из швов и фигурок. В Россию филейно-гипюрная вышивка, как и многие другие виды изящного искусства, была завезена из Западной Европы. Считается, что царь Пётр Первый пригласил голландских вышивальщиц для обучения рукоделию русских девушек в монастырях.
Биография Н.А. Тазовой иллюстрирует церковное происхождение филейно-гипюрной вышивки.
Надежда Афанасьевна Тазова родилась 8 августа 1906 года в семье Бузулукского мещанина Афанасия Антоновича Тазова и жены его Варвары Ивановны. Первые навыки рукоделия Тазова получила от своей матери. Свое обучение вышивке Надежда Афанасьевна продолжила в монастыре Бузулукского уезда Самарской губернии.
Два года Тазова обучалась в Ленинградском электромеханическом институте. В поисках своего дела сменила множество профессий: от слесаря-электрика до начальника отдела технической пропаганды. После войны Надежда Афанасьевна вернулась к занятиям рукоделием.
Со временем сформировалась главная цель жизни Надежды Афанасьевны: сохранение и развитие филейно-гипюрной вышивки. В течение 30 лет Н.А. Тазова обучала женщин и детей вязанию и вышивке в клубе 1905 года, ЖЭКах, Доме учителя. В отдельные годы у Тазовой занималось до 600 человек в три смены. По словам Надежды Афанасьевны, особенно ей нравилось работать с детьми. «Вышивание, говорила она, приучает к трудолюбию, усидчивости и в тоже время развивает художественный вкус».
С целью распространения вышивки по всей стране Тазова подготовила единственные в СССР учебные пособия и книги, где подробно описала технологию изготовления изделий и привела методические рекомендации по организации работы кружков. Уже после выпуска первой ее книги [1] в 1958 году география распространения этого вида рукоделия стала неуклонно расширяться. К Надежде Афанасьевне стало приходить много писем.
«Вот почитайте письмо из Любян», говорила она, – «Весь мир ограничен одной комнатой. Знаете, как это тяжело, быть обреченной на неподвижность… Я послала этой женщине инструменты… Научилась она гипюры делать… Пишет: спасибо, Надежда Афанасьевна, ты мне жизнь вернула».
Другое письмо. «Приезжайте к нам в гости, водичку попьете, а заодно поучите тому, о чем в книжке писали», – это написал Прокопий Федорович Курашов из Пятигорска. Надежда Афанасьевна приняла приглашение, и вскоре жители этого города могли познакомиться с филейно-гипюрной вышивкой. А самым способным учеником стал Прокопий Федорович. В благодарность он изготовил и подарил Надежде Афанасьевне косынку [2].
Вклад Н.А. Тазовой в сохранение и развитие филейно-гипюрной вышивки был оценён по достоинству. 26 июня 1981 года решением комиссии народного искусства Союза художников РСФСР ей было присвоено звание народного мастера.
Сегодня дело Надежды Афанасьевны Тазовой продолжают её ученицы и последовательницы Раиса Александровна Козлюк, Нина Ивановна Белявская, Лидия Михайловна Карпеева, Марина Петровна Посеряева и Ольга Николаевна Якунина, а также большое количество обученных ими любителей рукоделия.
С работами энтузиастов филейно-гипюрной вышивки можно было ознакомиться на вышеупомянутой выставке «Гипюр 2006», которая явилась значительным событием в культурной жизни Самарской области. На мероприятии побывало около 350 посетителей. Во время работы выставки были выявлены рукодельницы, которые лично знали Н.А. Тазову, учились у нее или по ее книгам. Кроме работ Тазовой, её последователей и любителей филейно-гипюрной вышивки, на выставке впервые были продемонстрированы неизвестные широкому кругу высокохудожественные работы в технике филе-гипюр, выполненные мастерицами прошлого века.
Кроме изделий, на выставке экспонировались материалы, представляющие исторический интерес. В частности, была представлена выписка из церковной книги, в которой зарегистрировано рождение Н.А. Тазовой, ее трудовые книжки.
Имя Тазовой известно не только в нашей стране. Внимание посетителей выставки неизменно привлекала изготовленная специально к юбилею Надежды Афанасьевны коллективная филейно-гипюрная работа «Кружевные круги», состоящая из 56 фрагментов. Один из фрагментов работы выполнен американской вышивальщицей и педагогом Мэри Джо Квиналт, автором замечательной книги по технике полотняного шва. Удивительно то, что Мэри Джо использует в своей работе книгу Надежды Афанасьевны!
Дело Тазовой продолжается. Одним из центров сохранения и развития филейно-гипюрной вышивки является мастерская «Лада» в Самарском Дворце детского и юношеского творчества. Она носит имя «Лада» в честь славянской богини красоты, любви и семейного счастья и была основана в 1993 году. С того времени в мастерской по авторской программе О.Н. Якуниной «Самарский гипюр» прошли обучение десятки юных самарских мастериц. В мастерской «Лада» не просто учат вышивать, но и знакомят с народными традициями и обрядами, осваивают компьютерные технологии, прививают хореографические навыки для показов созданных моделей одежды.
Как показывают итоги работы выставки и мастерской, сегодня, спустя многие десятилетия после начала деятельности Тазовой, многие люди продолжают увлекаться искусством филейно-гипюрной вышивки. Для развития этого вида декоративно-прикладного искусства целесообразным является создание музея вышивки.
Очень хочется, чтобы один из кружевных кругов затронул за живое людей, занимающих руководящие посты в министерствах образования и культуры, и им захотелось бы поддержать эту идею и найти средства. Так хочется сохранить красоту старинного вида рукоделия и дать возможность юному поколению, жителям и гостям нашего города любоваться им постоянно, а не только в связи с юбилейными датами!
Список используемой литературы:
1) Н.А. Тазова, Ручное филейное плетение и филейно-гипюрная вышивка. Государственное научно-техническое издательство литературы по лёгкой промышленности. М., 1958.
2) Е. Умнова, Кружевница. Статья в газете «Волжская коммуна» от 2 ноября 1978 г.
|