илейно-гипюрная
вышивка (ФГВ) - это вид рукоделия, состоящий из плетения сетки
и вышивания по ней украшающих швов и фигурок.
Для изготовления филейно-гипюрной
вышивки используются челнок, стержень, деревянные
прямоугольные пяльцы, вышивальная игла. Возникновение сетеплетения
относится к периоду неолита (VI-III вв. до н.э.). Почти все
первобытные народы были знакомы с прозаической рыболовной сетью,
а также с сетчатыми сумками и тому подобными бытовыми предметами.
Филе (filet - по-французски "сетка"), т.е. вышивка
на сетке, было известно в разных странах уже в глубокой древности,
и трудно определить родину этой работы. Древние народы, жившие
в лесах, занимавшиеся охотой, умели плести сети из веревок и
бечевки, а жители приморских стран изготавливали рыболовные
сети не хуже, чем мы. Первоначально грубые филейные работы постепенно
совершенствовалась. Со временем в различных странах стали появляться
изящные филейные работы. В Персии находятся старинные вещи из
шелкового филе с золотой и серебряной вышивкой. В Италии среди
старинных работ встречается очень много вырезного филе.
ипюр
(от французского "guipure") - сорт кружев с выпуклым
узорным рисунком. В отличие от простого филе, в филейно-гипюрной
вышивке рисунок заполняет почти весь фон сетки. При этом используются
более разнообразные швы, придающие изделию ажурность (т.е. впечатление
более тонкой, прозрачной, видимой насквозь вышивки). Много старинных
работ в технике филе-гипюр сохранилось во Франции и Германии.
Расцвет филейного кружева относится к эпохе Возрождения (XIV-XVI
вв.). В начале XX века ФГВ также была очень модной и производилась
за границей в большом количестве. Особенно много делали прошивок,
кружев и квадратиков для покрывал, скатертей, салфеток и
занавесей.
зарождении филе-гипюра в России Н.А.Тазова
рассказывала так: "В России филейно-гипюрная вышивка
впервые появилась под Москвой в конце XVII века. С Петром I
эта история связана…. В селе Хотьково под Москвой был когда-то
женский монастырь. Монашки имели немного землицы, вели небольшое
хозяйство, но больше молились да поклоны били. И вот однажды
приехал туда царь Петр, поглядел он на их жизнь, да и рассердился:
"Что это вы бездельничаете, хлеб даром едите? Хватит, с
этого дня будите трудиться!" И выписал им из Голландии
двух мастериц, которые и стали обучать монахинь филейно-гипюрной
вышивке. А от этого монастыря по всей Руси пошло. У нас в Поволжье
это рукоделие, особенно широкое распространение получило. Может,
оттого, что издавна плели здесь в деревнях сети для рыбной ловли".
Благодаря активной деятельности народного мастера Н.А.Тазовой
в Поволжье филейно-гипюрная вышивка не только была сохранена,
но и приобрела характерные черты самарской школы, и поэтому
вполне закономерно может быть названа "Самарский
гипюр".
|