Ниже Вашему вниманию представлена вводная часть авторской программы "Самарский Гипюр®". Для получения дополнительной информации об авторской программе Вы можете связаться с Ольгой Якуниной по электронной почте: aay@mail.samtel.ru.
ВВЕДЕНИЕ
скусство вышивки является одним из древнейших видов русского народного творчества. Оно было традиционным для русской женщины. Нижегородские гипюры, вологодские кружева, владимирские швы приносили и приносят в славянский дом уют и добро. Русские крестьянские вышивки, значительное количество которых находятся в наших музеях, поражают своим богатством и разнообразием. Возрождение, сохранение и развитие художественных ремесел - плодородная почва для воспитания молодежи.
В Самарском крае этому делу всю свою жизнь посвятила народный мастер декоративно-прикладного искусства РСФСР Надежда Афанасьевна Тазова (1906-1997). Воспитанная в атмосфере глубокого уважения к народным традициям, она с детства постигала секреты филейно-гипюрной вышивки, а потом передавала их последующим поколениям.
Программа "Самарский Гипюр®" посвящена сохранению и развитию этого вида рукоделия в Самарском крае. Ее цель - приобщить молодежь к подлинной красоте народного творчества. Одновременно с вышивкой юные мастерицы знакомятся с традициями русской семьи, историей костюма, началами компьютерного проектирования узоров, другими видами рукоделия, участвуют в коллективных мероприятиях, тесно взаимодействуют с другими творческими коллективами и т.д.
Программа ориентирована не только на обучение навыкам рукоделия, но и решает актуальные задачи нравственного воспитания молодежи. Познание культурного наследия наших предков, бережное отношение к истории художественного творчества Самарского края, восстановление прекрасных русских обычаев, приобщение к жизненным ценностям обывателей (в лучшем смысле этого слова) - все это способствует воспитанию национального самосознания, формирует стройную целесообразную систему взглядов на окружающую действительность и, в частности, на ведущую роль семьи в жизни женщины, наполняет жизнь девушки конкретным смыслом, создает заслон от внедрения в сознание молодежи ложных ценностей, делает вклад в объединение общества в непростой для него период развития.
Школьное воспитание, писал К.Д. Ушинский, далеко не составляет всего воспитания народа. Важнейшими воспитательными средствами народной педагогики были и остаются обычаи и традиции. Их значение, как эмпирически выработанных народом приемов и средств воспитания, очевидно. Народная вышивка тесно связана со стародавними обычаями и обрядами, устоявшимся патриархальным бытом русского крестьянства. Каждая крестьянская девочка училась ткать и вышивать с 7-8-летнего возраста и сама готовила себе приданое. Поэтому в программе значительное место уделено изучению и возрождению народных обычаев и традиций.
Современный уровень техники оказывает влияние на развитие народных ремесел. Компьютерное проектирование позволяет раскрепостить фантазию автора, избавляет его от некоторых утомительных операций. Работа на персональном компьютере не только позволяет получить необходимые всем современным людям навыки, но открывает новые перспективы в развитии рукоделия.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
рограмма является составной частью единой системы образования и предназначена для профессионального, духовного образования и развития детей, подростков и юношества, удовлетворения их творческих потребностей. Она дополняет школьные программы трудового воспитания, изучения основ компьютерного программирования, истории, этики, эстетики и другие. Программа предназначена для решения комплекса учебно-творческих и воспитательных задач:
-
обучение филейно-гипюрной вышивке;
-
развитие творческого воображения;
-
изучение основ цветоведения и композиции;
-
изучение и возрождение народных традиций и обрядов;
-
обучение девочки искусству делать дом уютным и красивым;
-
обучение использованию персонального компьютера для
разработки изделий вышивки.
Для обучения по программе рекомендуется принимать девочек старше десяти лет, имеющих первичные навыки и умения работы с ниткой и иголкой, склонных к рукоделию и длительной кропотливой работе. Рекомендуемое количество учащихся - не более 8 человек. Полный курс обучения филейно-гипюрной вышивке предполагает трехгодичный цикл, после которого планируется выдача документа о дополнительном среднем образовании по специальности "вышивальщица".
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
чебно-воспитательный процесс по программе "Самарский Гипюр®"
базируется на обучении филейно-гипюрной вышивке (ФГВ), составляющем основное содержание занятий. Исторически сложившаяся важная роль рукоделия в воспитании девушки, взаимосвязь вышивки с другими видами деятельности позволяют решать комплекс учебно-воспитательных задач по формированию цельной творческой личности.
Большую часть учебного времени учащиеся обучаются ФГВ. Этот вид вышивки разделяется на два вида:
1) плетение сеток (филе) для различных салфеток, накидок, деталей одежды, кружев, скатертей и др. и 2) вышивание по сетке узоров различными швами, придающими сеткам вид изящных кружевных изделий. Вышивка по сетке бывает филейной и гипюрной. Филейная вышивка ведется 2-3 видами плотных швов по сетке с мелкими клетками. Для гипюрной вышивки используется 4-6 видов менее плотных швов по более крупным клеткам, что придает изделиям ажурность. Узоры для филейных и гипюрных изделий составлены из отдельных фигурок. Таким образом, ФГВ располагает изобразительными средствами, достаточными для воплощения разнообразных творческих замыслов: от выполнения орнаментов и рисунков до составления сложных геометрических узоров как одноцветных, так и многокрасочных. Преимущественной отличительной чертой ФГВ от других видов вышивок является то, что используемые в ней чисто геометрические мотивы позволяют создавать богатые классические геометрические ажурные узоры.
На занятиях учащиеся приобретают знания и практические навыки ручного вышивания. Одновременно у них развиваются наблюдательность, зрительная память, воспитывается творческое отношение к труду, культура труда, эстетическое восприятие мира. Геометричность ФГВ воспитывает такие качества как пространственное воображение и стремление к порядку. Вышитые изделия, как правило, выставляются на выставках и имеют потребительную ценность. Это воспитывает у учащихся ответственность за качество своей работы.
Занятия носят строго дифференцированный характер: каждый учащийся работает с индивидуальным рисунком по заданной теме. Богатый выбор изобразительных средств ФГВ дает возможность каждому учащемуся полностью проявить свою творческую индивидуальность. Мастер предлагает тему вышивки и ведет образовательный процесс, основываясь на психологических особенностях, способностях, достигнутом уровне мастерства каждого учащегося. В то же время широко используется принцип коллективности, т.к. работа в творческой атмосфере коллектива носит характер как соревновательности, так и взаимопомощи, что способствует более эффективному приобретению мастерства.
Одновременно с освоением ФГВ учащиеся получают представление об основных видах рукоделия, знакомятся с историей их развития.
Назначением вышивания являются: с одной стороны - изготовление предметов быта и одежды и с другой стороны - воспроизводство народных традиций, обычаев, обрядов как важнейших средств народной педагогики. Поэтому программа "Самарская игла" наряду с вышиванием органически включает в себя изучение, усвоение и восстановление прекрасных русских обычаев. Данный раздел программы является целеобразующим для освоения ФГВ. В него входит изучение таких традиций и обычаев как русское гостеприимство, свадебные обряды, народные праздники, игры и т.д.
Данное направление программы реализуется в рамках комплексной областной программы "Возрождение", объединяющей вокруг себя детские фольклорные и прикладные коллективы Самарского края. Традиционными семейными становятся ежегодные "Посиделки-небезделки", народные праздники Пасхи, Вербного Воскресенья, "Спиридон-Солнцеворот", "Рождественские колядки", Масленица. Но самые яркие впечатления остаются у ребят от летнего областного фольклорно-этнографического лагеря "Берестечко", где они разучивают песни и народные игры, занимаются в различных мастерских и узнают очень много об этнографических особенностях Самарского края. Поэтому данные темы программы учащиеся изучают, принимая непосредственное участие в жизни летней деревни.
Отдельным разделом в программе выделено искусство делать дом уютным и красивым, имеющее непосредственное отношение к вышивке в системе русских обычаев. Нигде так тесно и постоянно не смыкаются понятия культуры и быта как в доме. В данный раздел входят: художественное оформление интерьера, рациональная функциональная организация жилища, культура быта, создание теплой атмосферы в доме и т.д.
Одним из разделов программы "Самарский Гипюр®" является компьютерное проектирование узоров и изделий ФГВ. Его включение в программу обусловлено не столько желанием дать практические навыки учащимся в овладении персональным компьютером, сколько стремлением раскрепостить фантазию ученика, стимулировать его увлеченность и, главное, придать всей программе динамичность и направленность в будущее. Этот раздел позволит эффективно развить и дополнить опыт русских вышивальщиц. Кроме этого, компьютерное проектирование является современной и эффективной методической базой по обучению ФГВ. Главным методом изучения данного раздела является самостоятельная работа учащегося на компьютере с периодическими, по мере необходимости, пояснениями преподавателя. Примеры использования компьютера для проектирования узоров филейно-гипюрных изделий представлены в приложении к Программе.
При реализации Программы используются различные методы обучения: словесные, наглядные и практические. Учащиеся совершают экскурсии в музеи, центры народных промыслов, участвуют в обрядовых действиях, народных праздниках (по программе "Возрождение" СДДЮТ). Достижения современной техники позволяют использовать в образовательном процессе видео- и мультимедиа пособия, что позволяет добиться максимальной наглядности и заинтересованности учащихся.
Преподавателю следует уделить особое внимание созданию стимулов учащихся к занятиям. К ним относятся:
-
расширение содержания учебно-воспитательного процесса;
-
создание творческой обстановки в коллективе;
-
организация выставок, праздников, ярмарок, конкурсов и других массовых творческих мероприятий;
-
создание материальной заинтересованности (изготовление изделий на заказ);
-
организация встреч с интересными творческими людьми - мастерами декоративно-прикладного творчества;
-
проведение индивидуальных занятий со способными учащимися;
-
участие в традиционных делах отдела прикладного творчества.
В процессе работы учащиеся взаимодействуют с другими творческими коллективами. Совместно с Театром русского костюма "Ладоград" разрабатываются и изготавливаются элементы одежды. Подготовка и оформление выставок проводится с кружками декоративно-прикладного творчества. Для изготовления рекламных материалов и реализации готовых изделий рекомендуется сотрудничать с фотостудиями. К народным праздникам учащиеся готовятся вместе с фольклорными коллективами.
В учебно-воспитательный процесс рекомендуется включить занятия с психологом по теме "Психология творческой личности", адаптированной к возрастным особенностям учащихся. Очень важно для педагога постоянно проводить диагностику успехов учащихся и изучать коллектив и каждого ребенка в отдельности, пользуясь рекомендациями психологов. Это позволит определять эффективность программы и своевременно вносить дополнения.
Учебный план по обучению девочек филейно-гипюрной вышивке подразумевает три образовательных уровня.
Первый уровень - вводный - рассчитан на один год. Он предполагает начальное освоение техники филейно-гипюрной вышивки, знакомство с материалами, инструментами, историей народных ремесел и традиций. На первом году обучения очень важно создать благоприятный психологический климат в коллективе, используя высокую познавательную активность 10-12 летних девочек и стремление к положительному результату индивидуальной деятельности. По окончании вводного уровня обучающийся получает знания о различных ремеслах, об истории и географии народных рукоделий; знает, какие style=mso-spacerun:yes> инструменты и материалы необходимы для занятий филейно-гипюрной
вышивкой; умеет плести косоугольную и прямоугольную сетки; умеет вышивать основные филейно-гипюрные швы и элементы.
На этом уровне целесообразно начать знакомить девочек с языческим мировоззрением русских людей, которое очень наглядно иллюстрируют изделия декоративно-прикладного искусства и в том числе орнаменты народных вышивок, что позволяет им узнать значение оберегов и язык символов. Для перехода на второй уровень необходимо выполнить четыре учебные работы и принять участие в ежегодной итоговой выставке.
На втором уровне происходит более углубленное освоение мастерства вышивки, развитие творческого воображения, посредством изучения основ цветоведения и орнаментальной композиции изделий прикладного творчества; самостоятельное проектирование узоров, изучение народного костюма, участие в городских и областных выставках. В этот период учащимся необходимо узнать основные законы цветоведения и композиции и уметь применить данные знания при построении симметричного орнамента филейно-гипюрного изделия. Также продолжается более углубленное изучение символики русской вышивки, значения предметов быта в жизни людей. Для перехода на третий уровень необходимо выполнить три работы, научиться вышивать швы и элементы, предусмотренные программой второго года обучения и продемонстрировать свои изделия на итоговой выставке.
Третий уровень позволит юным мастерицам проявить свои способности в творческой лаборатории "Вдохновение" и участвовать в процессе создания моделей для детского театра костюма, или же индивидуально разработать элементы современного костюма и приданого. На этом уровне девочки знакомятся с традицией свадебного обряда, содержанием и значением приданого. В этот период девочки заканчивают освоение программы и могут самостоятельно выполнить узоры средней сложности в технике филейно-гипюрной вышивки. В качестве зачетной работы учащимся необходимо разработать авторское изделие, самостоятельно его выполнить и составить технологическую карту его изготовления. Таким изделием может быть либо элемент приданого, либо изделие по теме городского (областного) конкурса.
Все результаты и достижения воспитанников собираются в личный архив-папку «Творческие достижения», ежегодно подводятся итоги и заносятся в зачетный лист каждого уровня обучения. По окончании трех уровней учащиеся демонстрируют свои изделия на персональной выставке и получают свидетельство о дополнительном образовании по специальности "вышивальщица". Опыт работы с девочками показал необходимость разработки плана индивидуальных занятий с особо талантливыми ученицами второго и третьего года обучения и обязательность периодических индивидуальных занятий для учащихся четвертого года обучения, так как закончив полный курс обучения по программе, девочки вступают на более высокий творческий уровень и возникает желание создавать индивидуальные авторские работы и участвовать в различных конкурсах. План индивидуальных занятий составляется конкретно для одного или группы учащихся, исходя из конкретной
задачи творческого коллектива. На данном, начальном этапе отработки курса компьютерного проектирования
и при отсутствии материально-технической базы желательны также индивидуальные занятия по освоению графического редактора для разработки эскизов филейно-гипюрных изделий на компьютере. Данная идея является вариативной частью программы на данном этапе и проходит экспериментальную проверку, в которой участвуют только те девочки, которым это интересно.
Разделы программы "Самарский Гипюр®" могут быть изменены и дополнены. Однако основное ее назначение - воспитание молодежи через красоту филейно-гипюрной вышивки, - останется неизменным.
|