Современное
состояние и перспективы
использования
новых информационных технологий
в
декоративно-прикладном искусстве
на
примере Мастерской филейно-гипюрной
вышивки "Лада"
О.Н.Якунина,
руководитель
Мастерской филейно-гипюрной вышивки
"Лада"
Самарского дворца детского
и юношеского творчества
Представлено
на Всесоюзной научно-практической
конференции
"Российская школа и
Интернет", С.-Петербург, 2001
443077,
Самара, а/я 5472. Тел.:
(8462) 320751, 968703.
E-mail:
aay@mail.samtel.ru.
Интернет: www.uic.ssu.samara.ru/~lada
Орнамент
- это музыка … никто так прекрасно не
слился с ним, вкладывая в него всю жизнь,
всё
сердце и весь разум, как наша древняя
Русь.
Сергей
Есенин
|
На
грани веков и на фоне технологической
революции человечество развивается
настолько динамично, что возрастает
актуальность поиска незыблемых основ
эволюции, в первую очередь философского
и нравственного характера. В этом плане
декоративно-прикладное искусство имеет
уникальные свойства. В нём
сосредоточена мудрость всех поколений в
концентрированной знаковой форме. Знаки
пробуждают идеи, заложенные в "исторические
гены" нации. Компактность и
визуальность знака делает его идеальным
для широкого распространения и
воздействия на сознание людей. Новые
информационные технологии позволяют
существенно усилить этот эффект. С этой
точки зрения наиболее перспективными
представляются орнаментальные виды
искусства, к которым относится и филейно-гипюрная
вышивка. |
Использование
информационных технологий в
декоративно-прикладном искусстве
определяется его спецификой. Этот вид
деятельности человека происходит из
глубины веков, базируется на
этнокультурных традициях, носит
характер ноу-хау. Поэтому декоративно-прикладное
искусство с трудом переходит границы
локальных территорий, где оно получило
своё рождение и развитие.
Информационные технологии, и в первую
очередь Интернет, не знающие
национальных границ и позволяющие
оперативно обмениваться большими
объёмами разнохарактерной информации,
всё больше снижают барьер на пути
распространения декоративно-прикладного
искусства. Компьютеры позволяют
уменьшить объём однообразной работы при
выполнении эскизов орнаментов и
освободить полёт творческой мысли. |
Таким
образом, информационные технологии,
отвечающие специфике декоративно-прикладного
искусства, можно разделить на два типа,
которые я условно называю (1) "интернет-технологиями",
способствующими обучению и
распространению искусства, и (2) "компьютерными
технологиями", развивающими
технологию искусства. |
Рассмотрим
современное состояние информационных
технологий в декоративно-прикладном
творчестве на примере рукоделия. В
Интернете имеется ряд сайтов по
рукоделию, и их число возрастает. На
сайтах представлены следующие сервисы:
-
информация о различных видах
рукоделия;
-
информация об организациях;
-
информация о выставках и других
мероприятиях;
-
интернет-магазины изделий,
оборудования и литературы;
-
интернет-клубы для обмена
информацией, в том числе эскизами
изделий и ноу-хау. |
Действующие
интернет-ресурсы не охватывают всего
разнообразия видов рукодельного
искусства, представленная информация
является далеко неполной. Наиболее
развитыми представляются ресурсы
Великобритании, где распространены
традиционные виды рукоделия и связанный
с ними бизнес. |
Ресурсы
рунета развиты слабо. Отметим некоторые
из них. На сайте "Русская традиционная
культура" представлена информация о
различных видах вышивки и подробно - о
калужской народной вышивке, которая
богата яркими орнаментами. Заслуживает
внимания сайт Вологодской кружевной
фабрики "Снежинка", который
выполняет также роль интернет-витрины.
Из образовательных сайтов можно назвать
узел Мастерской прикладного творчества
Ярославского областного Центра детей и
юношества, где обучают искусству
традиционной ярославской вышивки:
тамбуру по кумачу и северным швам. |
Таким
образом, в России существуют широкие
перспективы для наращивания и
совершенствования интеренет-ресурсов
рукоделия и декоративно-прикладного
искусства в целом. Особый интерес, как
было сказано раньше, представляют такие
орнаментальные виды искусства, как,
например, традиционная для Поволжья
филейно-гипюрная вышивка. |
В
Самаре центром распространения и
развития этой вышивки является
Мастерская "Лада", образованная при
Самарском Дворце детского и юношеского
творчества в 1993 году. Вышивание узоров в
мастерской формируют у девочек
нравственную основу для реализации в
дальнейшем их творческих и социальных
интересов, включая главный - создание
счастливой семьи и материнство.
Мастерская названа именем "Лады",
славянской богини любви, материнства,
плодородия и благополучия. Одним из
основных символов вышивки является
символ женщины-матери. |
Обучение
в "Ладе" ведётся по авторской
программе "Самарский гипюр", в
которой значительное место уделено
использованию информационных
технологий. С мая 2000 года ведётся
строительство сайта мастерской (адрес: www.uic.ssu.samara.ru/~lada),
ставшим финалистом конкурса интернет-проектов
"Самарский сайт 2001". Сейчас на сайте
представлена информация
познавательного характера о филейно-гипюрной
вышивке, её истории, о творческом
коллективе мастерской и его достижениях |
Постепенно
развивается учебно-методический блок
сайта. С самого начала была опубликована
часть программы "Самарский гипюр".
С внедрением в учебный процесс
компьютерных технологий дети успешно
осваивают проектирование филейно-гипюрных
изделий с помощью графического
редактора Microsoft
Paint:
создают базу данных элементов вышивки,
разрабатывают эскизы работ. Это находит
отражение на сайте мастерской. На одной
из его страниц можно познакомиться с
использованием компьютера при изучении
темы: "Народная символика в рукоделии:
знаки Солнца и Земли". Планируется
освоение более мощных графических
редакторов (PhotoShop,
CorelDraw,…)
для создания художественных образов (ассоциаций,
настроений) будущих изделий. |
В
2001/2002 учебном году программа "Самарский
гипюр" будет дополнена курсом
расширенного применения в учебном
процессе компьютерных технологий. На
базе Самарского регионального центра
Федерации интернет образования
планируется внедрить следующие
компоненты:
-
использование интернет-технологий
для поиска материалов о вышивке,
заинтересованных организациях и лицах,
выставках, конкурсах и других
мероприятиях;
-
использование графических
редакторов для разработки
художественных образов и эскизов
изделий;
-
разработка компьютерной базы
данных швов, элементов и изделий вышивки;
-
создание и ведение самими
обучающимися банка данных "Мои
творческие достижения" (зачётные
листы по годам обучения, библиотека
эскизов работ, участие в конкурсах и
массовых мероприятиях с приложением
фотографий и т.д.);
-
наполнение сайта мастерской "Лада"
новыми информационными материалами. |
В
перспективе на базе мастерской "Лада"
мы планируем развить полноценную
технологию дистанционного обучения
вышивке, которая помимо
вышеперечисленных будет включать в себя
следующие компоненты:
-
использование
интернет- и мультимедиа-технологий для
приёма обучающихся в мастерскую "Лада",
выдачи им методических и учебных
материалов, заданий, сбора и обработки
результатов компьютерного тест-контроля
по теоретическим вопросам, проведения
консультаций и контроля выполнения
заданий в режиме on-line;
-
проведение интернет-выставок-конференций
по вышивке с публикаций изображений
изделий, презентаций, курсовых работ и
докладов о вышивке;
-
создание международного
виртуального клуба любителей вышивки
для обмена полезной деловой информацией
и творческими идеями;
-
развитие торговли через Интернет изделиями вышивки с
целью материальной поддержки деятельности мастерской "Лада".
|
|
|